Untitled Project22

 


 

DSC 0273   В июне 2022 г. завершился очередной этап исследований и коррекционной работы, посвященной психофизиологическому здоровью учащихся 1-11 классов НЧОУ СОШ «Светоч» (г.-к. Анапа), который провела н.с. к.б.н. Ольга Бартош в рамках договора о научно-практическом сотрудничестве между НЧОУ СОШ «Светоч» и НИЦ «Арктика» ДВО РАН. Работа, направленная на изучение особенностей адаптации детей и подростков к современным школьным условиям, развитие здоровьесберегающих технологий включала в себя период 2021-2022 учебный год, было обследовано 182 учащихся. Для диагностики психоэмоционального состояния использовали стандартизированный метод - Многомерную оценку детской тревожности (МОДТ). Самый высокий процент тревожных детей отмечается в начальной школе с 1 по 4 классы (44-56%). Переход из младшей школы в среднюю также является кризисным этапом в школьной жизни и отмечен также большим количеством тревожных детей (46%). В подростковом возрасте значимым становится общение со сверстниками и отмечается связь с социальной адаптацией (7-33%).

   Для улучшения школьной адаптации в течение учебного года в 1-3 классах были проведены психокоррекционные мероприятия, направленные снижение тревожности, обучение навыкам саморегуляции (когнитивно-поведенческий тренинг, Арт-терапия и занятия в Психологической песочнице). По завершению, у многих учащихся снизился уровень тревожности (p<0,05). Классными руководителями было отмечено, что прохождение данных тренингов были полезными: у детей снизилась агрессивность, улучшилась общая атмосфера в классе, учащиеся стали спокойнее относиться к критике со стороны одноклассников и учителя.

   Актуальным становится поиск и разработка системы по формированию навыков саморегуляции и снижению тревожности у современных школьников. В одном из 3-их классов прошел Марафон по саморегуляции, который показал, что даже за короткий период (3 недели) ежедневное проведение упражнений на саморегуляцию оказывают позитивное действие на снижение тревожности у учащихся, особенно в ситуациях самовыражения и проверки знаний, повышается самооценка. Немаловажными факторами являются заинтересованность классного руководителя и мотивация детей.

   В настоящее время школьная программа предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей. Как показали наши предыдущие и настоящие исследования, независимо от места проживания (Северо-Восток или Южные регионы России), в каждом возрастном периоде возникают свои психологические трудности. Своевременное их выявление и коррекция важны для формирования психологически здоровой личности. И в профилактические задачи входит мониторинг детской тревожности и коррекционные мероприятия для улучшения адаптации современных детей и подростков. Важно включать в процесс образования оздоровительные минутки, обучающие саморегуляции.

2022-06-14_12-07-41.png

Примечание: 4-5 балла – отчетливо выраженное качество, 7-10 баллов – сильно выражена тревога;

*– различие достоверно. Шкалы: 1 - общая тревожность; 2 - тревога во взаимоотношениях со сверстниками; 3 - тревога в связи с оценкой окружающих;

4 - тревога во взаимоотношениях с учителями; 5 - тревога во взаимоотношениях с родителями; 6 - тревога, связанная с успешностью в обучении;

7 - тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8 - тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний;

9 - снижение психической активности, связанное с тревогой; 10 - повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой.

 

Рекомендации

fes

sefi

lenk

Яндекс.Метрика